Основательные строительные решения

1927—2012




Имена в истории института

Кучеренко Владимир Алексеевич

18.07.1909
ст. Лозовая Харьковской обл.
26.11.1963
г. Москва
Кучеренко Владимир Алексеевич
Кучеренко Владимир Алексеевич

Государственный деятель и ученый. В 1933 г. окончил Харьковский строительный институт. Трудился производителем работ, главным инженером, управляющим трестом на строительстве крупных промышленных объектов Украины и Урала. В годы Великой Отечественной войны руководил строительством и восстановлением промышленных предприятий страны. Его брат Николай Алексеевич (отец писательницы Ларисы Васильевой) был одним из конструкторов, создателей знаменитого танка Т-34.

С 1950 года В.А. Кучеренко являлся постоянным членом Коллегии министерства, затем заместителем министра строительства предприятий машиностроения СССР. С 1954 года начальник Главного управления по жилищному и гражданскому строительству при Московском городском Совете депутатов. С 1955 года заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Государственного Комитета по делам строительства. В январе 1961 года был избран президентом Академии строительства и архитектуры СССР. Внес большой вклад в успешное выполнение программы обеспечения граждан жильем, развитие системы домостроительных комбинатов, усиление государственной поддержки строительных наук. Депутат Верховного Совета СССР 5-6-го созывов. Государственная премия СССР (1951г.). Награжден тремя Орденами Ленина, другими орденами и медалями. Похоронен на Красной Площади у Кремлевской стены. В декабре 1963 года его имя было присвоено институту.

Красин Герман Борисович

1871—1947

Красин Герман Борисович
Красин Герман Борисович

Первый директор института в период 1927—1929гг., известный инженер, доктор технических наук, член-корреспондент Академии архитектуры СССР. Много лет занимался революционной борьбой. Брат Леонида Красина (один из ближайших соратников В.И. Ленина, народный комиссар путей сообщения, промышленности, внешней торговли).

Известны предложения Г.Б. Красина о строительном развитии Москвы по «звездному» плану. Проект был основан на системе усовершенствованного транспорта: все, что в 10 минутах езды от центра — центр, в 50 минутах — периферия. Возникала единая Москва, основанная на «вылетных» линиях электрифицированного железнодорожного транспорта, многоуровневых развязках на магистралях и развитом метрополитене. В большой мере предложения Г.Б. Красина были реализованы. Он верно прогнозировал интенсивный рост транспортной нагрузки и предупреждал о негативных последствиях в случае, если эти обстоятельства не будут учтены при строительстве столицы.

Стрелецкий Николай Станиславович

1885—1967

Стрелецкий Николай Станиславович
Стрелецкий Николай Станиславович

Знаменитый ученый мирового уровня в области строительных металлических конструкций и мостостроения. Является создателем теории расчета строительных конструкций по предельным состояниям. Член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического труда.

Родился 2 сентября 1885 года в крепости Осовец Белостокского воеводства (Польша). В 1911 году окончил Петербургский институт инженеров путей сообщений. Работал в Московском высшем техническом училище, в Московском инженерно-строительном институте, в Центральном научном институте промышленных сооружений (ныне ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко). Большое значение для практики проектирования и строительства имеют разработанные под руководством Н.С.Стрелецкого теоретические основы расчета строительных металлоконструкций по предельным состояниям. Он заложил основы современной типизации строительных сооружений. По проектам Стрелецкого был возведен ряд крупных металлических железнодорожных мостов, в том числе через реки: Ока, Волга, Днепр. Главный научный труд по теории прочности сооружений и конструкций: «Конструкции пролетных строений мостов/Металлические конструкции. Специальный курс». В 1931 году Николай Станиславович Стрелецкий был избран членом-корреспондентом АН СССР. В 1966 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Он награжден тремя орденами Ленина, а также другими орденами и медалями. Умер 15 февраля 1967 года в Москве.

Насонов Всеволод Николаевич

1900—1987

Насонов Всеволод Николаевич
Насонов Всеволод Николаевич

Выдающийся российский ученый в области строительных конструкций. Возглавлял ЦНИИСК в 1957—1969 г. Родился 17 июля 1900 г. в Польше в семье ученого-биолога, профессора Варшавского университета (в будущем академика Петербургской АН) Н.В. Насонова и Е.А. Корниловой (внучки героя Севастопольской обороны вице-адмирала В.А. Корнилова). В 1906 г. Насоновы переезжают в Санкт-Петербург. Глава семьи стал директором Зоологического музея. В дальнейшем его научный путь продолжил старший сын Дмитрий, который стал известным цитофизиологом. Средний из сыновей, Арсений, будет авторитетным специалистом по истории России феодального периода, исторической географии, источниковедению и археографии. Младший сын Всеволод избрал для себя стезю инженера, конструктора. После революций 1917 года он поступил в Петроградский институт инженеров путей сообщения, который успешно окончил в 1923 г. Работал в различных областях строительной науки, занимался исследованием и разработками строительных конструкций. Автор проектов крупных инженерных сооружений и конструкций зданий: автодорожного моста через р. Исеть, путепровода в Перми, сборочного корпуса Луганского паровозостроительного завода, комплекса зданий Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ), Дворца науки и культуры в польской столице и своем родном городе Варшаве, Большой спортивной арены в Лужниках (Центральный стадион им. В.И. Ленина). Доктор технических наук (1962г.). Несколько лет был главным редактором журнала «Строительная механика и расчёт сооружений». Его научная деятельность была связана в основном с созданием и разработкой облегчённых строительных конструкций, в том числе с применением пластмасс, из лёгких сплавов и асбестоцемента.

Государственная премия СССР (1949), Ленинская премия (1959).

Награждён тремя орденами, а также медалями.

Смирнов Анатолий Филиппович

1909—1986

Смирнов Анатолий Филиппович
Смирнов Анатолий Филиппович

Известный российский ученый в области строительной механики, расчета зданий и сооружений, директор института с 1969 по 1986 гг., член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, автор многочисленных научных трудов в области строительной механики и сопротивления материалов.

Родился 21 ноября 1909 г. в с. Старая Рачейка (Самарской обл.). Окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (1935). Работал там же в 1938—1969 (с 1947 — профессор), с 1969 — директор Центрального научно-исследовательского института строительных конструкций Госстроя СССР (ЦНИИСК). Основное научное направление: строительная механика. Доказал ряд положений теории устойчивости сооружений. Разработал некоторые приемы численного решения краевых задач строительной механики, предложил смешанный метод расчета рам на устойчивость, арочных, рамных и комбинированных систем при действии различных динамических нагрузок. Установил правила синтеза систем, обладающих наибольшими значениями критических параметров при минимальной затрате материала. Разработал методы расчета сложных стержневых и пластинчатых систем.

В славную плеяду выдающихся ученых и талантливых организаторов строительной науки входят бывшие руководители института:

  • Людвиг Г. М. (годы деятельности: 1929—1932);
  • Звонов С. И. (годы деятельности: 1938—1940);
  • Гусев Н. М. (годы деятельности: 1940—1941);
  • Скрамтаев Б. Г. (годы деятельности: 1941—1945);
  • Добровинский А. А. (годы деятельности: 1945—1948);
  • Туркин В. С. (годы деятельности: 1948—1956);
  • Складнев Н. Н. (годы деятельности: 1986—1994);
  • Горпинченко В. М. (годы деятельности: 1994—2006).